Отправить вопрос

2000 руб.
Позвоните нам:
+7 (812) 33-33-203

Бронхит – это воспалительное заболевание, поражающее слизистую или все структуры бронхиального дерева и бронхов. Воспаления бронхов являются наиболее частой причиной обращения к врачу в России и в мире. Высокая заболеваемость бронхитом обусловлена разнообразием факторов, которые становятся причиной воспаления.

Заполните, пожалуйста, форму и дождитесь звонка специалиста контакта-центра
для уточнения представленной информации

Вам перезвонит специалист контакт-центра для уточнения представленной информации и оформления заявки в течение 40 минут. Заявки, присланные после 21:00 часов, обрабатываются на следующий день после 9 утра.

Отправить заявку

Ухаботин Антон Сергеевич
Врач-терапевт, врач-пульмонолог
Стаж: Более 13 лет
Ладожская
Получите консультацию специалиста сегодня:
+7 (812) 33-33-203
Более 60
направлений
Более 40 000
пациентов
Мировые
стандарты лечения

Что такое бронхит?

Воспаление бронхов может возникнуть как самостоятельный процесс (первичный бронхит), а также быть осложнением хронических заболеваний или перенесённых инфекционных болезней (вторичный бронхит). В результате воспаления увеличивается выработка секрета, который вследствие нарушения подвижности ресничек скапливается в бронхах. Это приводит к раздражению рецепторов бронхов, сужению просвета бронхиального дерева и нарушению функции дыхания. Чтобы избавиться от слизи в бронхах человек начинает активно кашлять. Кашель разной степени интенсивности и тяжелое дыхание являются характерными признаками болезни. По длительности бронхит может иметь острое (менее 3 недель) или хроническое течение.

Причины и особенности воспаления

Острый бронхит чаще всего развивается на фоне острых респираторных или вирусных инфекций. Его могут вызвать вирусы гриппа, парагриппа, кори, аденовирус, энтеровирус, реже хламидии и микоплазмы. Причиной бактериального воспаления становится пневмококковая, стафилококковая, стрептококковая инфекция, гемофильная палочка и др. В большинстве случаев бронхит развивается на фоне болезней миндалин, трахей или носоглотки. Воспаление может вызвать вдыхание опасных химических веществ или действие аллергенов.

Дополнительными факторами риска развития бронхита является:

• переохлаждение организма;
  • сезонное снижение иммунитета и изменение погоды;
  • наличие хронических заболеваний уха, горла или носоглотки;
  • детский и пожилой возраст;
  • злоупотребление алкоголем и курение.

В зависимости от возбудителя выделяют бактериальный, вирусный, аллергический, комбинированный бронхит, а также воспаление неинфекционной природы. Если вследствие болезни значительно сузились дыхательные пути, то речь идет об обструктивном бронхите. Также воспаление разделяется по характеру отделяемой мокроты (гнойное, слизистое или смешанное) и по степени тяжести: легкое, среднее или тяжелое течение.

Хронический бронхит развивается на фоне плохо излеченного острого бронхита, либо вследствие постоянного раздражения бронхов, из-за вдыхания вредных веществ, при контакте с аллергенами или при курении.

С какими симптомами нужно обратиться к врачу?

Основным симптомом бронхита является кашель, что обусловлено гиперреактивностью бронхов вследствие скопление мокроты на фоне воспаления. Кашель может быть продуктивным (с активным отведением мокроты) и непродуктивным, когда отделяемое не выводится из бронхов, что усиливает воспалительный процесс. Это основной показатель при назначении противокашлевых средств врачом.

Вначале кашель может быть постоянным и сухим. При правильно подобранном лечении он становится влажным и прекращается по мере восстановления слизистой бронхов. Кроме того, бронхит может сопровождаться:

• повышением температуры тела и симптомами интоксикации (ознобом, слабостью, потливостью, одышкой, ломотой в мышцах и уставах);
  • спазмом бронхов;
  • трудностями с дыханием, особенно в положении лежа, а при сильной обструкции в покое или при ходьбе.

При хроническом бронхите пациента могут беспокоить постоянные приступы влажного кашля (чаще по утрам) с незначительным отделением мокроты.

Обследование при бронхите

Диагностика различных форм бронхита предполагает изучение клинической картины заболевания, результатов исследований и лабораторных анализов. При прослушивании пациента врач определяет наличие бронхита по следующим признакам:

• жесткому дыханию и рассеянным хрипам в легких;
  • наличию одышки;
  • влажным или сухим хрипам в бронхах.

Для уточнения диагноза, определения степени тяжести болезни, либо выявления сопутствующих патологий врач может направить на дополнительное обследование, включающее:

• сдачу общего анализа крови и мочи, биохимии крови;
  • рентгенологическое исследование легких;
  • ЭКГ или Эхо-КГ сердца;
  • спирометрию;
  • бронхоскопию;
  • сдачу микробиологического анализа мокроты и др.

Лечение бронхита

БронхитКомплексное лечение бронхита направлено на купирование воспалительного процесса, улучшение проводимости и восстановление слизистой бронхов. Терапия включает медикаментозную терапию, дыхательную гимнастику, промывание физиотерапию (ингаляции, УВЧ, электрофорез, лазерную терапию), массаж грудной клетки. При значительном скоплении мокроты, врач назначает лечебную бронхоскопию, с промыванием бронхов различными лекарственными растворами с последующей аспирацией жидкости.

Для больного в первые дни важно соблюдать постельный режим, пить больше жидкости, отказаться от вредных привычек. Комната, где находится больной, должна регулярно проветриваться и увлажняться воздух в помещении.

Осложнение бронхита

При правильно подобранном лечении и неосложненном течении острый бронхит полностью излечивается в течение 3 недель. При отсутствии адекватной терапии бронхит может вызвать развитие серьезных осложнений: дыхательной или сердечной недостаточности, хронической обструктивной болезни легких, переход болезни в хроническую форму с постоянными обострениями.

Чтобы предупредить развитие осложнений важно сразу обратиться за медицинской помощью и выполнять рекомендации врача. Если беспокоит сильный кашель, симптомы интоксикации (жар, озноб, слабость), появились трудности с дыханием, обратитесь к терапевту или пульмонологу. В сети медицинских центров «Медпомощь 24» ведут прием врачи с большим клиническим опытом, которые смогут быстро установить причину болезни и назначить эффективное лечение. Записаться на прием и консультацию можно по телефону или с помощь формы онлайн записи на сайте.

Сеть многопрофильных клинико-диагностических центров
Купчино
Адрес:
192281, Санкт-Петербург, Балканская площадь д.5, ТРК «Балканский 1», 3 этаж
График работы клиники:
ПН-ПТ: с 8:00 до 21:00
СБ: с 9:00 до 18:00
ВС: с 9:00 до 18:00
Адрес:
195213, Санкт-Петербург, пр-кт. Заневский 71 к.2, ТРК «Заневский каскад 3», 8 этаж
График работы клиники:
ПН-ПТ: с 8:00 до 21:00