Этот многоликий витамин D
Что для вас значит витамин D? Большинство скажет, что это «солнечный витамин». Кто-то с ужасом вспомнит рыбий жир. Люди постарше (особенно женщины) обязательно отметят необходимость приема его в постменопаузном периоде для профилактики остеопороза. И все будут правы.
Действительно, большинство людей удовлетворяют свои потребности в витамине D за счет воздействия солнечных лучей. Ультрафиолетовое излучение с длиной волны 290-315 нанометров воздействует на кожу и преобразует кожный 7-дегидрохолестерин (dehydrocholesterol) в провитамин D3, который, в свою очередь, становится витамином D3. Сезон, географическая широта, время суток, облачность, смог, содержание меланина в коже, солнцезащитные средства являются факторами, влияющими на ультрафиолетовое облучение и синтез витамина D.
Другие основные источники витамина D — сырой яичный желток, кисломолочные продукты, сыр (творог), сливочное масло, печень рыб, продукты моря. В наибольшем количестве витамин D содержится в печени трески и палтуса, сельди, скумбрии, тунце, макрели. Однако самым богатым его «источником» все же считается солнце, но только в сочетании с чистым воздухом, когда действуют утренние ультрафиолетовые лучи.
Классическим действием витамина D является участие его в метаболизме костной ткани и осуществление гомеостаза кальция и фосфора. Однако за последние 15 лет интерес ученых к витамину D постоянно растет. Это связано, прежде всего, с открытием новых биологических свойств витамина D, а также связь его дефицита со значительным количеством заболеваний.
Проведенные в последние годы масштабные эпидемиологические исследования позволили выявить взаимосвязь дефицита витамина D с повышением общей смертности и распространенностью ряда заболеваний.
Так, по данным Института здоровья США, витамин D способен снизить уровень общей смертности. При этом дополнительный прием витаминов А, С и Е на этот показатель влияния не оказывал. Только увеличение на 10 нг/мл содержания витамина D в сыворотке крови уменьшило на 17% заболеваемость раком и почти на треть снизило смертность, связанную со злокачественными заболеваниями. Эти исследования подтвердили наличие корреляции между распространенностью и смертностью от злокачественных опухолей молочной железы, толстой кишки, яичника, предстательной железы и интенсивностью солнечной радиации в месте постоянного проживания пациентов, продолжительностью их пребывания на солнце и уровнем витамина D в сыворотке крови.
Немало работ свидетельствуют, что в условиях дефицита витамина D возрастает частота артериальной гипертонии и других кардиоваскулярных заболеваний. Одна из причин этого — контроль витамином D на генном уровне экспрессии гена продукции ренина, а также генов, ассоциированных с гипертрофией миокарда, включая натрийуретический гормон.
В 2010 году в авторитетном журнале Obesity («Ожирение») была опубликована работа, показавшая связь индекса массы тела с уровнем содержания витамина D. Чем выше степень ожирения, тем ниже уровень витамина D.
Кроме того, дефицит витамина D ассоциируется с повышенным риском простудных заболеваний, а также заболеваний, связанных с аутоиммунными расстройствами и с развитием аллергических процессов, включая астму.
Таким образом, представленные данные свидетельствуют об актуальности проблемы дефицита витамина D.
Какие же факторы приводят к снижению витамина D?
Синтез активного метаболита витамина D — кальцитриола — происходит в почках при участии специального фермента, 1α-гидроксилазы. Недостаточная активность этого фермента способна снизить уровень кальцитриола даже при достаточном поступлении витамина D в организм с пищей. Среди факторов, которые связывают со снижением активности 1α-гидроксилазы, выделяют:
- длину волны света (наиболее эффективен средний спектр волн, который мы получаем утром и на закате);
- возраст (стареющая кожа теряет свою способность синтезировать витамин D);
- уровень загрязненности атмосферы (промышленные выбросы и пыль не пропускают спектр ультрафиолетовых лучей, потенцирующих синтез витамина D; этим объясняется, в частности, высокая распространенность рахита у детей, проживающих в Африке и Азии в промышленных городах);
- исходную пигментацию кожи (чем темнее кожа, тем меньше витамина D вырабатывается под действием солнечного света).
В 2009 году в журнале Hepatology было опубликовано исследование, которое привлекло внимание специалистов в области патологии печени. Японские исследователи показали in vitro, что в подавлении репликации (размножения) вируса гепатита C сказывается влияние бета-каротина, витамина D и линолевой кислоты. Витамин E, напротив, усиливает репликацию вируса гепатита C. Это открытие согласуется с наблюдениями американских и израильских специалистов-гепатологов. По данным из научной литературы, положительный результат от лечения (сочетание пролонгированной формы интерферона и рибавирина) больных хроническим вирусным гепатитом C с первым генотипом составляет не более 40-50%. Однако, когда оценили эффект от проводимой терапии в зависимости от цвета кожи, оказалось, что у пациентов с белой кожей результаты значительно выше, чем у чернокожих больных. Такая же тенденция отмечена при сравнении белокожих больных с пациентами со смуглой кожей.
У латиноамериканцев (людей со смуглой кожей) показатели длительного вирусологического ответа (то есть отсутствие вируса в крови) были ниже, чем у больных с белой кожей (34% и 49% соответственно, p<0,001), но лучше, чем у темнокожих афроамериканцев с хроническим гепатитом C первого генотипа. Низкое содержание витамина D (у темнокожих пациентов) находилось в прямой зависимости от эффективности проводимой терапии.
Обнаружена вовлеченность дефицита витамина D в процесс трансформации хронического гепатита в цирроз печени. Собственные наблюдения показали, что чем выше стадия фиброза печени, тем ниже уровень витамина D. На стадии цирроза печени обнаруживался выраженный дефицит витамина D.
Одно из удивительных открытий последних лет — это обнаружение ядерного рецептора к витамину D на эпителиальных клетках различных тканей и органов. Что, собственно, и определяет множественные эффекты активного метаболита витамина D, в том числе и его иммунорегуляторные свойства. Он оказывает влияние на врожденный иммунитет, обеспечивая продукцию кателицидина, дефенсина (антимикробных пептидов) на моноцитах-макрофагах; усиливает дифференцировку моноцитов в макрофаги. Снижает созревание дендритных клеток, обеспечивая, таким образом, снижение активации T-клеток.
Отмечены его иммуннорегуляторные эффекты на приобретенный иммунитет. В основе большинства аутоиммунных заболеваний (рассеянный склероз, болезнь Крона, неспецифический язвенный колит, сахарный диабет I типа, атопический дерматит и т.д.) лежит повреждение тканей, и формирование воспаления за счет неадекватной активности клеточного звена иммунитета. Так вот, витамин D способен подавить активность этого звена иммунитета. И происходит это в результате снижения продукции воспалительных цитокинов (белков, участвующих в повреждение тканей и формировании воспаления). С другой стороны, при аллергических заболеваниях, включая бронхиальную астму, имеет место неадекватная активность гуморального звена иммунитета. При этом витамин D также способен включить свои иммуннорегуляторные механизмы с целью уменьшения активности гуморального звена иммунитета.
Так каким же образом витамин D уменьшает дисбаланс между различными звеньями иммунной системы? Что, в конечном итоге, приводит к снижению воспаления? Следует отметить, что иммунная система обладает чрезвычайно важной субпопуляцией лимфоцитов (главных клеток иммунной системы), которая регулирует различные звенья иммунной системы. Клетки эти называются регуляторными Т-лимфоцитами. При аутоиммунных и аллергических заболеваниях функция регуляторных Т-лимфоцитов ослабевает, создавая, таким образом, дисбаланс иммунной системы. И одно из открытий последних лет — это способность витамина D индуцировать, усиливать функцию регуляторных Т-лимфоцитов.
Таким образом, продемонстрированная многоликость эффектов витамина D (противоопухолевая, иммуннорегуляторная, бактерицидная), а также взаимосвязь дефицита витамина D с расстройствами здоровья, позволяет акцентировать внимание врачей различных специальностей на своевременную коррекцию его дефицита, а пациентам дает возможность обоснованно следовать принципам здорового образа жизни.
Врач-гастроэнтеролог, доктор медицинских наук И.Шапиро